Home Главы Интервью 2014 Diary of Dreams: Elegies in Darkness – эпитафия музыкальной индустрии?

Diary of Dreams: Elegies in Darkness – эпитафия музыкальной индустрии?

E-mail Печать
май/июнь 2014 © Полина Мандрик, R.I.P. Magazine

      Альбом «Elegies in Darkness», вышедший 14 марта, немецкая пресса уже окрестила лучшим творением Адриана Хейтса и компании. В «Элегиях» есть всё, за что мы любим Diary: эстетически безупречное сочетание меланхолии и агрессии, нежность и танцевальность, но, прежде всего, аутентичность и перфекционизм, четверть века удерживающие команду на вершине олимпа мирового дарквейва. В преддверии релиза «Elegies in Darkness» мы задали несколько вопросов Адриану Хейтсу, харизматичный фронтмен в свойственной ему манере, изящно и откровенно, надавил на болевые точки профессии музыканта, нашедшие отражение и в актуальном материале. Эпитет «апокалиптический» звучал за время беседы чаще, чем хотелось бы.


      R.I.P. Magazine: В наш цифровой век, когда покупка дисков осталась прерогативой преданных фанов, а большинство предпочитает скачивать музыку, вы решились на две версии альбома – обычную и лимитированную – с визуальными и музыкальными бонусами. Не боялись, что затраты на издание не окупятся?
      Adrian Hates: В Германии, в отличие от других стран, продажа дисков пока еще играет какую-то роль. К сожалению, ситуация на рынке далеко не здоровая, по сравнению с тем, что было хотя бы десять лет назад. Но если обычный диск стоит в среднем 13-15 евро, а скачивание альбома обойдется в 10 евро, лично я бы выбрал покупку музыки на физическом носителе, для меня вопрос попросту не стоит. Возможно, молодое поколение думает по-другому. В истории Diary of Dreams почти у каждого альбома было по два издания, это классический для группы вариант – шикарное издание и версия попроще – так было с «Nekrolog 43», «Nigredo». На «Ego:X» мы вообще развернулись, выпустив 5 разных версий. Схема с двумя изданиями себя в любом случае оправдала, а диджипаки становятся только толще и красивее.

      R.I.P. Magazine: То есть в этом отношении у вас ничего не изменилось, и вы по-прежнему получаете достаточно поддержки от фанов?
      Adrian Hates: Достаточно – не совсем верное слово. Как артист стараешься соответствовать своей задаче и выпустить в итоге дорогостоящий, сложный, качественный продукт, уделив внимание многим мелочам. И если в будущем продаваться будет лишь небольшая часть CD-изданий и производство окажется убыточным, денег на новые записи попросту не будет.

      R.I.P. Magazine: Давайте перейдем непосредственно к вашему альбому. Материал с новой пластинки лично мне напоминает об Эдгаре По, а критики единодушны в том, что глубже, меланхоличнее и мрачнее новая работа получиться просто не могла. Была какая-то особая причина для этой меланхолии?
      Adrian Hates: Меланхолия всегда присутствовала в нашем творчестве, начиная с самого первого альбома. Мрачность и задумчивость в моей природе, они и воплощаются в музыке. Были, конечно, и более открытые и роковые альбомы, но в целом, моим музыкальным образам свойственна скорее апокалиптичность, чем жизнерадостность. Этот диск получился особенно мрачным, я бы сказал, замкнутым в своей мрачности, и мне это очень по душе, поскольку соответствует тому, что у меня внутри.

      R.I.P. Magazine: «Элегии» - это концептуальный альбом? Есть что-то, что объединяет для вас все треки в одну историю?
      Adrian Hates: Это не концептуальный альбом в том смысле, каким был «Ego:X» или «Nigredo». Треки объединены не концепцией, а скорее атмосферой и настроением, название пластинки задает общее направление музыке, в остальном каждая песня рассказывает свою историю.

      R.I.P. Magazine: На этом альбоме лирика преимущественно на английском. Немецкий и английский выражают для вас разные эмоции?
      Adrian Hates: На самом деле зависит от конкретной песни. Разные композиции требуют разного языкового воплощения. Если бы я свободно владел другими языками, я бы их использовал в Diary: мне ужасно хотелось бы сделать что-то на русском языке, поработать с французским (у нас был такой опыт на «Freak Perfume»). Но в целом, конечно, нужно творить на том языке, в котором ты чувствуешь себя уверенно. В моем случае это немецкий и английский. Немецкий мне кажется более ярким, точным в фонетическом отношении и передает в электронной обработке совсем другое настроение. Английский в моем восприятии мягче, приятнее – например, для композиций «Stummkult» или «Daemon» нам было нужно другое, вопрос лингвистического выбора не стоял. И я доволен языковым соотношением на альбоме.

      R.I.P. Magazine: В апреле начинается тур по Германии. Помимо свежего материала, ожидаются ли новые версии вещей с предыдущих альбомов?
      Adrian Hates: Да, и очень много. Собственно, мы буквально поставили наши сеты с ног на голову. Будут песни, которые больше десяти лет не звучали со сцены или вообще не исполнялись. Что-то я уже анонсировал на фейсбуке, в частности новую версию «Play God!», но сохраним пока интригу, будет несколько сюрпризов. И, конечно же, материал с нового альбома. Я считаю, он идеально подходит для концертного исполнения. Особенно в комбинации с новыми версиями старых треков. Они потрясающе друг друга дополняют.

      R.I.P. Magazine: Куда направитесь после концертов на родине? Есть планы на фестивальный сезон, выступления в других странах?
      Adrian Hates: Фестивальные выступления обычно откладываются, когда группа гастролирует с новым альбомом. Эти туры чередуются: один год ездишь в поддержку нового альбома, в следующем выступаешь на фестивалях. В 2014-м будет больше наших концертов – их будет максимально много. Какие-то даты уже известны, что-то пока в работе, я не люблю заранее выдавать планы и анонсы, потому что, если люди уже настроились, а что-то сорвется, будет очень обидно. Могу только сказать, что мы договариваемся насчет концертов в десяти странах.

      R.I.P. Magazine: А как дела у вашего второго проекта .com/kill? Будет ли продолжение? Нужно ли вам какое-то время на «подпитку» своей темной стороны?
      Adrian Hates: Нет, не нужно (смеется), у меня всегда достаточно негатива внутри, чтобы сделать мрачный убитый альбом, я мог бы приступить хоть сейчас, у меня это скорее проблема тайм-менеджмента. В любом производстве я всегда участвую от начала и до конца. Графика, дизайн, букинг, по крайней мере на этапе согласования, мерчендайз – я вовлечен во все эти дела, они не проходят мимо меня... В таком ритме очень сложно задумываться о новой продукции. Мы еще точно не знаем, что будем делать после тура, - у нас есть пара опций в голове: новый альбом Diary или .com/kill или что-то еще. Мне самому интересно, что получится, новая пластинка .com/kill, определенно, будет, но, скорее всего, не раньше чем через 3-4 года.

      R.I.P. Magazine: На дебютном альбоме .com/kill вы обозначили свое довольно критичное отношение к интернету и соцсетям, но при этом регулярно постите в фейсбуке новости группы, благодарности фанам. Это стало неотъемлемой часть вашей работы как музыканта, наряду с автограф-сессиями и фото с поклонниками на афтепати?
      Adrian Hates: Я думаю, творческие люди должны в определенной степени подстраиваться под веяния времени, чтобы не терять контакта с публикой. Как частное лицо я практически не активен в фейсбуке, я очень радуюсь тому моменту, когда могу встать из-за компьютера, поскольку провожу много времени за ним по работе. С другой стороны, это же здорово – общаться с фанами, которые ценят нас и поддерживают в течение многих лет, обменяться парой строчек и получить прямую реакцию на свою работу. Но в общем и целом, я весьма критично отношусь к СМИ, в том числе к интернету. Я думаю, 80 процентов информации в сети – это полный бред, оставшиеся 20 могут быть полезными и интересными, но стоит только обратить внимание на количество интернет-зависимых, в том числе от онлайн-игр, или посмотреть в сторону нелегального контента или форумов, позволяющих людям с психическими отклонениями делиться своими заблуждениями с миром. Политическое безумие, экстремизм правых радикалов, подстрекательство криминальных действий... – для всего этого интернет является прекрасным местом, в котором можно анонимно распространять все что угодно, потому стоит относиться к нему критично и острожно.

      R.I.P. Magazine: В то же время интернет может быть средством раскрутки для молодых групп, у которых иначе просто не будет шанса быть услышанными. Или вы видите другие возможности для молодных команд?
      Adrian Hates: Это очень сложный вопрос, имеет смысл сравнить две эпохи – скажем, ту, в которую я начинал заниматься музыкой, и ту, в которой мы живем сегодня. С одной стороны, ты, конечно, права – это возможность достучаться до людей по всему миру, с другой – конкуренция и предложение на музыкальном рынке сегодня огромны, и количество групп просто превышает все разумные пределы, так что натолкнуться на что-то качественное довольно сложно, музыка должна быть просто суперзамечательной, а фото первоклассными. И в конечном счете предлагаемый продукт должен быть намного интереснее, чем раньше. Когда я начинал, планка была другая, было достаточно делать хорошую музыку. Сегодня этим нельзя ограничиться, к сожалению. Некоторые музыканты, например, просто не могут продавать себя. Скромному интеллигентному парню, делающему у себя дома невероятно прекрасную музыку, сегодня практически невозможно «пробиться», а раньше у него был шанс стать популярным. В наши дни, чтобы достичь успеха, нужно быть полным эксгибиционистом в музыкальном и менеджерском плане, иначе мир тебя просто не воспримет. Я очень рад, что мог начать свою карьеру тогда, - и если бы я сегодня стоял в начале пути, то стал бы заниматься музыкой для себя, не делясь ею с миром.

      R.I.P. Magazine: Как часто вы слушаете что-то новое, например, демо групп, которые хотят работать с вашим лейблом?
      Adrian Hates: Почти ежедневно. Заметно, что уровень падает из года в год. Группы рассылают свои демо в надежде начать зарабатывать на этом. Коммерческая составляющая выходит на передний план. Стоять на сцене, быть знаменитым – эта мысль засела в головах благодаря многочисленным кастинг-шоу, людей волнует больше не творческое самопознание и самовыражение, а имидж и популярность. Разумеется, это не распространяется автоматически на всех: есть фантастические музыканты, которым есть что сказать. У меня лежит несколько демо, про которые я думаю: это что-то невероятное, с этим нужно что-то сделать, но я также знаю, что в экономическом плане это невыгодно, я только потеряю на этих ребятах, если подпишу их на свой лейбл.

      R.I.P. Magazine: Существует мнение, что если ты что-то очень сильно любишь, лучше не делать это своей профессией. Вы никогда не жалели, что выбрали для себя карьеру музыканта?
      Adrian Hates: Жалеть – точно никогда не жалел, но иногда бывает очень грустно: когда ты занимаешься чем-то более 20 лет и пытаешься в прямом смысле этим жить, а у тебя систематически коллективно это воруют, то определенные вопросы возникают. Никому не понравилось бы быть обворованным. Но красть у творческих людей – музыкантов, писателей, работников кинобизнеса – сегодня это что-то нейтральное в моральном отношении, практически само собой разумеющееся. Для меня это непостижимо, и да, это ранит. В этом смысле приведенное твобой высказывание очень верно. Было бы проще, если бы можно было вкладывать столько любви и души, столько внутренней работы и времени и при этом не зависеть от этого финансово, а заниматься как хобби.

      R.I.P. Magazine: Но это для вас уже не вариант?
      Adrian Hates: Проблема в том, что сидеть на кухне и творить музыку для себя – все это очень низкобюджетная история. Если бы я с той планкой, с которой я делаю музыку для Diary, занимался ей по вечерам или по выходным, то на запись альбома мне потребовалось бы 5 лет. Кроме того, я не стал бы поддаваться иллюзии, что человек после рабочего дня ежедневно может найти в себе силы заниматься творчеством. У меня есть еще моя частная жизнь, наряду с работой и самореализацией. Для меня возможна только та схема, которая у нас есть: над Diary работает 5-6 человек, весь день, по-другому это просто не получится.

      R.I.P. Magazine: Вы можете представить свою жизнь через 10 лет: как будут обстоять дела с вашим лейблом, с Diary?
      Adrian Hates: Очень сложно. Лейбл уже сейчас работает с весьма ограниченным количеством групп и выпускает совсем немного альбомов – таковы экономические последствия развития музыкальног рынка, так сказать, примета времени, и я спокойно к этому отношусь. Что касается Diary и .com/kill – пока все идет, как идет, если ситуация ухудшится и будет продаваться меньше дисков, значит, их просто не будет. Предсказать, что будет через 10 лет довольно сложно, я вижу два варианта: или музыкальный рынок рухнет окончательно и мы будем довольствоваться низкобюджетным мусором, или что-то изменится – в законодательной сфере или как-то еще... Но тут я скорее пессимист, нужно принимать в расчет глобальную ситуацию в мире. Кризисные моменты глобализируются, бедность распространяется по многим странам, растут долги... Я просто не знаю, откуда должны поступать деньги, чтобы люди могли откладывать их на покупку музыкального продукта. Если человек вынужден выбирать, купить еду или CD, его выбор однозначен, я бы тоже в такой ситуации думал сначала о своей семье, о выживании, это нельзя ставить людям в упрек.

      R.I.P. Magazine: Теперь я понимаю, откуда берется ваша меланхолия. Все же хотелось бы закончить на чем-то более оптимистичном. Вы можете припомнить концерт, посещение которого в качестве зрителя сделало вас счастливым?
      Adrian Hates: Я очень хорошо помню концерт Питера Гэбриэла пару лет назад в Дортмунде. Pink Floyd, кажется, еще в 80-е. Из последних впечатлений – Muse… первый концерт Placebo, на котором я был примерно 10 лет назад. Было здорово, таких концертов много на самом деле. Надеюсь, хотя бы концертный рынок сможет выжить, но я в этом не уверен.

      R.I.P. Magazine: Понятно, позитивной ноты не будет.
      Adrian Hates: (смеется) Ну вот так, я думаю, речь не о позитивном и негативном восприятии чего-то, а о реалистичной оценке. Ну да, немного апокалиптически звучит. Но все действительно непросто. Однако я люблю то, чем я занимаюсь. И я буду этим заниматься так долго, сколько смогу.

      R.I.P. Magazine: Немного оптимизма удалось из вас выжать, чему я очень рада, и еще больше меня порадует, если в расписании тура 2014 появится и Россия, теплый прием вам всегда гарантирован!
      Adrian Hates: Я тоже на это надеюсь. И был бы очень рад этому. Я думаю, всем известно, что мы приезжаем в Россию так часто, насколько возможно, и обожаем выступать у вас. Что до меня, я хотел бы отправиться в длинный тур по России, но, к сожалению, это тоже не так просто сегодня.

      R.I.P. Magazine: Похоже, без какого-либо «но» никак не обойтись, теневая сторона присутствует почти везде. В любом случае большое спасибо за интервью, надеюсь увидеться на концертах в этом году!