Home Главы Статьи 2005 Nigredo: как Адриан Ненавидит

Nigredo: как Адриан Ненавидит

E-mail Печать
апрель 2005 © Яна Романова, R.I.P. Magazine, пилотный номер

      Почти всегда можно почувствовать, когда музыкант работает исключительно на публику и успех, а когда - просто делает то, без чего он может спокойно сказать "я умру" и не покривить душой. Последнее называется "искренность", и именно искренностью подкупает Diary of Dreams.
      Адриан Хейтс - обладатель хорошей фамилии, если задуматься о том, что это не просто фамилия, а манифест взаимоотношений с действительностью. Все, что он пишет, подтверждает этот факт; все, что он говорит о людях и о мире в бессчетных интервью, - работает на идею "Адриан Ненавидит". Позиция получается такой четкой и стройной, что начинаешь думать, способна ли к такой постоянности человеческая психика. Кстати, может ли босс звукозаписывающей компании (Accession Records) быть человеконенавистником и вечным одиночкой - это вопрос философский. Тем не менее, Diary of Dreams - музыка - отношение к жизни, и делается она людьми с таким мироощущением для людей в таком состоянии.
      Работа над "Nigredo" шла без малого два года - солидный срок, обещающий продуманность, качество, переосмысление музыки и текстов. Все это неоднократно заявлялось в пресс-релизах перед выходом альбома. Адриан и его соавтор гитарист Гаун:А провели за работой длительное время, безвылазно сидя в студии. Результат их труда можно оценить, взяв в руки диск, который совсем недавно появился в России. На обложке видим излюбленное готическое животное - черного ворона в двух состояниях: с закрытым клювом на передней обложке и с открытым в конце буклета. Нарисовал этого провозвестника эмоций всего альбома специалист по таким птичкам - художник Бодо В.Клёс. Кстати говоря, изначально у авторов было в районе двадцати эскизов будущей обложки, сделанных ими самостоятельно, но ни один из них не являлся идеальным. Увидев же работы Клёса, оба творца пришли к единому мнению, что именно такой птицы им не хватало для завершения визуальной части работы. А визуального-то здесь немало. Адриан понимает, что практически самый важный элемент восприятия - это композиционное единство музыки и оформления. Причем, оформления не только одного конкретно взятого альбома, но всего творчества в целом. Дело даже не в черных линиях вверху и внизу на каждой обложке, а в цветовой гамме, сюжетах снимков, оформлении текстов, играх с резкостью и контрастностью изображений и т.д. Отлично! Еще раз смотрим на "Nigredo": внутри буклета встречаем красивые цветные фотографии с фотосессии в Исландии, поверх которых идет модный нынче черно-белый постмодернизм: кляксы, царапины, обрывки слов. Смотрится весьма своеобразно: фотография - реальность, черные полосы поверх - восприятие этой реальности. Все это перемежается со страничками, стилизованными под старую бумагу, где идут положенные в таких случаях тексты. В оригинальном издании буклета 60 страниц, он вышел ограниченным тиражом и до нас, видимо, не дойдет. Это как раз и есть дневник авторов, их мысли, записанные так же отрывисто, тексты от руки, какие-то мелкие рисунки и впечатления. Именно оттуда можно узнать, что для альбома написана своя специальная мифология, создан свой иррациональный мир, в котором существует главный персонаж трагедии DoD - K'tharsia. По словам Адриана, его судьба - судьба обычного человека, в чем-то он даже автобиографичен. Исландия. Почему бы не Исландия? Место для фотосессии к альбому про одиночество. Они проехали 4500 км по этой пустынной стране, где не растут деревья, чтобы отснять километры пленки и разместить везде флаги с символикой нового альбома и своей новой мифологией. Рекламная акция? Господи, не хотелось бы дожить до времен, когда даже поход в туалет станет считаться рекламной акцией. Кстати, о рекламе, в Рейкьявике, столице Исландии, сложно встретить супермаркет, в котором бы не было надписи вроде "Здесь покупала туалетную бумагу Бьорк!" Теперь вот Diary of Dreams тоже станут у них популярными, а к баннерам с символикой альбома будут возить экскурсии.
      Пролистав буклет, начинаем слушать. Начало альбома привносит в вашу жизнь ощущение четкого дежавю, если вам уже доводилось слышать композиции этой группы. Дежавю, например, по отношению к альбомам "Psychoma?" или "One Of 18 Angels". Вообще, первое прослушивание проходит под знаком "как, опять?", но, к счастью, есть моменты, которые цепляют и которые не хочется пропускать. Общее настроение и состояние - конфликт, причем, еще более сильный, чем прежде, с каждым альбомом господин Хейтс спускается все глубже в страхи и сомнения, темный колодец собственной души, желая при этом отторгнуть себя от мира людей. Композиция "kindrom" - своего рода манифест: "All the rebels/psychos in the world can't bring me down - down, down!". Игра слов в названиях впечатляет: "UnMensch", "Psycho-Logic", "krank:Haft". Одного какого-то именно сильного текста здесь нет, они все выигрывают в чем-то и проигрывают друг другу за счет музыки. Как всегда, очень интересно складывается восприятие смысла, учитывая, что многие тексты - смесь английского и немецкого. Что касается музыки всего альбома - он воспринимается и как единое целое, при этом есть несколько композиций, которые воспринимаются самостоятельно. Вслушиваясь, вы ощутите тот бездонный черный-черный колодец, глядя в который кружится голова - музыка и эффекты очень объемны по сравнению с предыдущими альбомами. Более всего этому ощущению отвечает композиция "Giftraum" - состояние хаотического падения в бездну с ветерком вам обеспечено. "Portrait Of A Cynic" поможет вспомнить за время полета всю прошлую жизнь под меланхоличное фортепиано, неуловимо похожее на композиции с "One Of 18 Angels". В тринадцатой "Mask Of Shame" дно бездны покажется близким, но перед самым падением вам суждено проснуться.
      В общем и целом, рекомендуется слушать ночью, в наушниках, на полную громкость. Если вы ляжете на пол и раскинете руки, к 3-4 треку вам захочется свернуться калачиком и отползти в уголок - на глубине сознания обнаружится маленький испуганный ребенок, у которого много вопросов без ответов и который хочет, чтобы его оставили в покое или забрали из этого мира. Навсегда.
      p.s. А кстати, дети. DoD совсем недавно пополнили свой послужной список еще одним мини-альбомом "MenschFeind". На его обложке - маленький ребенок в лохмотьях, еще и в наморднике...


Заметки на полях дневника

  • Стиль DoD определяют как gothic, darkwave, synth... Но есть и более оригинальные варианты. Например, "Жан-Мишель Жарр, наслушавшийся Rammstein".
  • Помимо DoD Хейтс играл в группе GoD (Garden Of Delight). Музыка коллектива, сколь бы интересной она ни была, оставалась неизменной на протяжении нескольких лет. Адриану такая однообразность быстро наскучила (или же маэстро посчитал, что не создан для вторых ролей - он был всего лишь басистом), и он отдалился от дел команды. А в 1997 году GoD сами осознали, что исчерпали себя, - на музыкальном кладбище одной могилкой стало больше.
  • Адриан Хейтс признался, что во время туров он не пьет и не посещает вечеринки. И дело тут не в пуританских взглядах, - просто он очень ответственно подходит к своим концертам, а алкоголь и бессонные ночи отражаются не только на лице, но и на качестве выступления.
  • В 2002 году Diary of Dreams посетили Москву. Концерт 3 ноября в клубе "Точка" любители gothic-darkwave запомнили надолго. В прошлый свой визит музыканты представляли вышедший в том же году миньон "Panik Manifesto", и, конечно же, порадовали поклонников обширным экскурсом в самые популярные свои композиции. Концерт показал, что Адриан не такой уж человеконенавистник, как любит о себе рассказывать. По крайней мере, поклонников он любит и уважает, из "Точки" никто не ушел обиженным, после концерта господин Хейтс самоотверженно раздавал автографы, делал записи в дневники поклонниц и фотографировался со всеми желающими. Остается надеяться, что в апрельский визит этой милой черте своего характера он не изменит...